Порядок поясов в айкидо: иерархия и достижения в боевом искусстве

Развитие айкидо в Челябинской области

— Какие перспективы есть для развития айкидо в Челябинске?

— В Челябинской области восемь школ айкидо-айкикай, то есть классического айкидо. Помимо этого, у нас есть и другие направления. В апреле 2010 во Дворце спорта «Динамо» состоялся первый фестиваль айкидо в Челябинске. На следующий фестиваль планируется пригласить в Челябинск сэнсэя из Японии. На эту тему сейчас ведутся переговоры.

— Этот фестиваль будет иметь характер всероссийского?

— Мы постараемся привлечь ближайшие регионы, потому что «айкидисты» — дружный народ. В Новосибирске был семинар по айкидо, и туда стянулся народ со всей страны.

— Если детей принимают в секцию, у них должны быть какие-то перспективы. В каких фестивалях они смогут участвовать? Как вы можете заинтересовать родителей, рассказав им о перспективах айкидо?

— Дети, в первую очередь, начинают проходить аттестацию, они выступают на фестивалях, в частности, дети, с которыми я занимаюсь, уже три раза участвовали в фестивалях айкидо. Нас приглашали выступать на мотофестиваль Wings. Также школа «Конас» пригласила нас на показательное выступление в ходе областных соревнований по каратэ.

Клуб активно сотрудничает с другими секциями восточных единоборств в Челябинске. Восточные единоборства очень полезны для детей, особенно для мальчиков, так как они учатся защищать себя и своих близких.

Айкидо подразумевает не только физическое, но и духовное развитие, становление личности. К тому же восточные единоборства не так травмоопасны, как, например, хоккей. В Японии будо (боевое искусство) было дополнением ко всем остальным дисциплинам, которыми должен заниматься самурай, чтобы стать благородным человеком. В эти дисциплины входила и каллиграфия, и сочинение стихов, и чайная церемония. В каждой из этих дисциплин самурай должен достичь совершенства. Это дисциплинирует и гармонизирует личность.

— С какого возраста лучше отдавать ребенка в айкидо?

— В основном детей отдают заниматься с пяти лет, последнее время некоторые стараются отдать ребенка в четыре — в четыре с половиной года. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально, потому что сегодня многие ребята быстро развиваются психологически, это так называемые дети-«индиго». Ребенок в четыре года уже способен сконцентрироваться как семилетний. Самое главное, в ребенке должна присутствовать способность к концентрации.

— Группы смешанные, или дети разделены по гендерному признаку?

— Нет, мальчики и девочки занимаются вместе.

— Расскажите подробнее о клубе, в котором проходят тренировки айкидо.

— Наши секции распределены по районам города, я преподаю в Центральном районе. Зайдя на , вы можете выбрать секцию в своем районе, где вам будет удобнее заниматься.

— Какую литературу по айкидо вы можете рекомендовать начинающим заниматься?

— Есть очень хороший автор Джон Стивенс. А для начинающих я порекомендовал бы «Дух айкидо». Эту книгу написал сын основателя айкидо Киссемару Уэсиба , который впоследствии стал «хранителем пути». Полезна и книга «Будо», которую написал основатель. Она переведена на русский, но читать ее очень непросто. Мысли, которые я прочел в книге «Будо», я понял только много позже, в течение пятилетней практики.

Тренировочное вакидзаси

Вакидзаси — это традиционный меч с длиной клинка от 30,3 до 60,6 см. На протяжении периода Момояма и последовавшего за ним периода Эдо вакидзаси носили вместе с катаной как дайсё (пара большого и малого мечей).

Самурай, входя в помещение, оставлял катану у слуги или на двухъярусной деревянной подставке (катанакакэ). Вакидзаси всегда оставался при воине. Короткий меч считался личным оружием самурая. Буси часто называли его «хранителем своей чести». Опытные самураи использовали в бою короткий меч для нанесения неожиданного удара. Длинный меч при этом удерживался в главной руке и служил основным оружием. Вакидзаси был разрешен купцам и ремесленникам. Для них меч служил в качестве полноценного оружия. Катану могли носить только самураи.

В айкидо вакидзаси используют юные спортсмены 4-6 лет. Длина тренировочного деревянного меча составляет 50-80 см. Вес зависит от материала из которого изготовлен вакидзаси. Так, например, меч из бука длиной 68 см будет весить 300 грамм.

Особенности поясной системы в айкидо

Цветовая градация позволяет примерно оценить уровень мастерства конкретного спортсмена. Примерно – потому что не все школы и кружки используют общепринятую поясную систему. Различия в трактовке и подходах вызваны и тем, что айкидо, как боевое искусство, не однородно и имеет ответвления.

Также следует учитывать, что на многие соревнования принято надевать атрибутику 2, максимум – 3 оттенков. На таких мероприятиях установлена следующая иерархия:

  • белые носят все, кто находится на уровне ученика;
  • коричневые – прерогатива старших учеников;
  • чёрных достойны только мастера.

С чёрным атрибутом тоже всё не так просто. Он полагается каждому, кто сумел проявить себя и стать лучшим на турнире или состязании определённого уровня. То есть не имеет значения, обладает ли человек 1 дан или у него 10 дан. Он всё равно будет носить чёрный пояс. При этом разница между навыками и умениями тех, у кого 1 дан и тех, у кого 10 – колоссальная. Именно поэтому цвет элемента спортивного облачения – это только примерный показатель уровня мастерства. Оттеночная градация не в силах отобразить настоящие возможности конкретного айкидока.

ШО-ДАН (черный пояс)

1. Кихон:

  • из зенкуцу-дачи гедан-барай
  • 1 — ой-дзуки: санбон-дзуки (джодан\чудан\чудан) м
  • 2 — гяку-дзуки: санбон-дзуки (чудан\джодан\чудан) (вращение) 
  • 3 — сото-уке / энпи /(вращение) уракен / гяку-дзуки (энпи в киба-дачи, гяку-дзуки в зенкуцу-дачи) 
  • из кокуцу-дачи 
  • 3 — (вращение) шуто-уке / кизами-гери / нукитэ (нукитэ в зенкуцу-дачи)
  • из зенкуцу-дачи : гедан-барай
  • 4 — мае-гери + маваши-гери / гяку-дзуки м
  • из зенкуцу-дачи : гамае
  • 5 — мае-гери + йоко-гери / гяку-дзуки
  • 6 — Х мае-гери / маваши-гери (той же ногой) 
  • 7 — Х маваши-гери / кэкоми (той же ногой)

2. Ката:

  • обязательное ката из: Хейан 1-5 и Текки-Шодан 
  • произвольное ката из : Бассай-Дай, Канку-Дай, Джион, Энпи

3. Кумитэ: Джиу-Кумитэ (два поединка)
4. Кумитэ WKF: 3 боя х 3 мин;
5. Теория: судейство поединков в качестве рефери

Хакама

Айкидоки имеющие степень Дан, а также девушки, обладающие степенями выше 3 Кю имеют право носить юбку-брюки называемую хакама. В Айкидо она бывает чёрного или тёмно-синего цвета. Традиционные хакамы изготовлены из ткани, в состав которой входят 50% хлопка и 50% полиэстера. Такой состав обеспечивает лучший внешний вид, хорошую форму и прочность. Этот вид одежды встречается также в других Японских боевых искусствах таких, как Кюдо, Кэндо, Иайдо, Дзёдо, Нагината и др. Хакама – традиционная японская одежда самураев

Хакаму повязывают поверх пояса на кейкоги, низко на бёдрах, что также помогает концентрировать внимание в области центра тяжести. Хакама скрывает движения ног, а также придаёт изящество и красоту движениям в Айкидо

Традиционно на хакама семь складок — пять спереди и две сзади, и как большинство вещей в Японии, каждая имеет своё значение.
Значение данное Морихеем Уэсибой:

ДЗИН (доброжелательность)

ГИ (честность, справедливость)

РЭЙ (вежливость, этикет)

ТИ (мудрость)

СИН (искренность)

ТЮ (верность, преданность)

КО (почитание старших или благочестие)

Длина хакама должна быть до щиколотки. Если будет длиннее — будет путаться в ногах, а короче брать не стоит, так как после стирки она немного сядет, так что будет в самый раз.

Переодевшись в традиционную одежду самураев практикующие Айкидо приступают к занятиям с чувством, что их дух и тело становиться единым целым ещё до начала тренировки.

Транскрипция иностранных имён.

Существует несколько способов написать свое имя на японском языке. Давайте рассмотрим два наиболее распространенных: атэдзи с помощью кандзи и катакана.

Атэдзи с помощью кандзи: Большинству иностранцев нравятся японские кандзи – иероглифические символы, основанные на китайской письменности. Существует техника под названием атэдзи ­- способ записывать каждое неяпонское слово, например, иностранные имена с использованием кандзи, представляющих его фонетически.

Атедзи с помощью кандзи: 美茶 («Красота-Чай»)

Это выглядит действительно красиво, по крайней мере, экзотично на первый взгляд, но реальный смысл иероглифов тут находится на втором месте. И здесь всё усложняется. Если, например, в вашем имени есть слог «со», то вам придётся выбрать из, примерно, 30 различных кандзи – все они представляют этот, но часто не исключительно этот слог. Другими словами, существует бесчисленное множество возможностей написать имя с помощью кандзи. А поскольку почти все кандзи имеют несколько разных произношений, есть бесчисленное множество возможностей «неправильно» прочитать их. Для «хорошо сделанного» атэдзи, насколько это возможно, следует выбирать кандзи, которые имеют только одно чтение. Следовательно, выбирать их фонетические, а не семантические качества. До относительно недавнего времени, это был единственный способ, которым иностранные слова, религиозные выражения и т.д. могли быть написаны на японском языке. Например, «Россия» превратилось в: 露西亜 (читается, как «Росия»), с использованием кандзи «Роса-Запад-Азия». Подводя итог: несмотря на свою привлекательность, использование атэдзи обычно сбивает с толку людей, которые могут читать по-японски, и поэтому не является лучшим решением для вышивки вашего имени.

Катакана: Более адекватным выбором для транскрипции иностранных имен является использование слогового письма катакана. Эта система письма состоит из 48 упрощенных символов, происходящих из частей кандзи, которые в настоящее время в основном используются для перевода заимствованных слов. То есть, иностранное слово пишется путем выбора наиболее близких фонетически существующих слогов.

Происхождение катаканы. Красным цветом обозначена часть катаканы, имеющая то же звучание, что и кандзи.

Думаем, теперь понятно, почему так непросто перевести имя для вышивки и почему атэдзи не лучший выбор для этого. Независимо от того, атедзи или катакана, транскрипция всегда основана на произношении, а не на смысловом значении имени. А произношение каждого имени зависит от языка, страны и даже от региона.

Почему пояса разного цвета?

Уровни владения мастерством в айкидо делятся на два типа, степень мастера называется «дан», ученические степени называют «кю». Для каждой степени предусмотрена иерархия и система разных поясов. Чтобы узнать уровень мастерства айкидока, нужно всего лишь посмотреть, какого цвета пояс он носит.

Даже в одном додзё могут быть представлены пояса разных цветов – белые, черные, коричневые, синие и другие. Цвет пояса показывает не только уровень мастерства, но и отображает заслуги бойца, так как новая степень приходит только с определенными достижениями. Иерархия бойцов и их поясов очень наглядна и удобна.

Благодаря наличию разных поясов новички на тренировке знают, кому адресовать вопрос, цвет пояса укажет на то, что перед тобой более опытный айкидока.

Негласные отличия поясов

По приведенным двум школам становится понятно, что градации цветов могут быть очень разными, в них легко запутаться. Для того, чтобы не было путаницы, разработаны негласные принципы, их придерживаются практически все школы. Если предстоят соревнования или другое публичное мероприятие, то для наглядности обладатели младших степеней, которые носят зеленый, синий или желтый пояс, приходят в белых поясах. Обладатели черных и коричневых поясов приходят в них, им не нужно менять цвет.

Таким образом, внутри школы может присутствовать множество цветов и степеней, но на мероприятиях иерархия проще. Есть всего три цвета – белый, коричневый и черный, то есть три класса – ученики младшего и старшего уровня, их мастера.

Ступени мастерства

Существует разделение на 10 гыпов и 10 данов. Вступая в секцию, начинающий спортсмен получает белый ремень, то есть 10 гып. Раз в три месяца спортсмен имеет право написать заявление на повышение ступени. Для этого приезжает аттестующая комиссия, которая выносит решение: готов боец подняться выше, или нет. Спортсмены утверждают, что получить черный ремень можно спустя четыре года с начала занятий. Для этого нужно заниматься по четыре часа шесть дней в неделю. По мировой классификации цвет соответствует определенному гыпу: 

Номер гыпа Цвет пояса, который ему соответствует
10 Белый
9 Белый с желтой полосой
8 Желтый
7 Желтый с зеленой полосой
6 Зеленый
5 Зеленый с синей полосой
4 Синий
3 Синий с красной нашивкой
2 Красный
1 Красный с черной нашивкой

После того как бойцы переходят на первый гып, им предстоит сдать экзамен на первый дан и взять черный пояс. При аттестации на первый, второй и третий уровни учитывается умение выполнять приемов и знание истории тхэквондо. Начиная с четвертого, экзаменующегося просят сдать письменный тест на знание теории.

Оружие в айкидо

Работа с оружием — вспомогательный раздел айкидо, необходимый для отработки культуры передвижений и работы рук, так как все техники без оружия основаны на правильном подъёме/опускании рук (удар Сёмэн Ути, Сёмэн Кирикоми) и удержании центральной линии по отношению к партнёру. Также парные упражнения служат изучению своевременности (авасэ).

Разные школы айкидо используют в обучении следующие типы оружия:

  • Боккэн — деревянный меч для тренировок.
  • Дзё — деревянный шест обычно длиной примерно 128 см (зависит от конкретного человека) и 24—26 мм диаметром.
  • Танто — деревянный нож длиной до 30 см.
  • Вакидзаси — короткий стальной самурайский клинок.
  • Бо — более длинный вариант дзё и нагината — аналог глефы, используются довольно редко.

«Характеристики оружия не настолько точны, как в классических школах. Каждый выберет в зависимости от физического состояния, хвата и равновесия» — цитата по книге Н. Тамуры.[]

Пояс

У кейкоги нет застежек, и именно оби (пояс) удерживает ткань на месте. Он очень длинный — 4 м. Его длины достаточно для двух оборотов вокруг бедер. Оби завязывается поверх жакета, концы завязываются чуть ниже края жакета и должны быть одинаковой длины. Узел должен располагаться на 5 см ниже пупка — в центре тяжести. Таким образом, айкидока будет постоянно помнить, где находится эта точка, и ему будет легче освоить технику.

Цвет пояса обычно свидетельствует о мастерстве ученика. Цвета могут иметь различные значения и градации в зависимости от школы, поскольку не существует строгого цветового кода. На занятиях обычно носят белые пояса.

Количество поясов в карате

Новый пояс можно получить при усердных тренировках, но при этом нужно понимать, что идеальные результаты экзаменов не означают хорошую физическую подготовку и наличие технического мастерства. Каждому ученику необходимо иметь не только отличное здоровье и отточенную до идеала технику выполнения, важным аспектом в обучении также является психологическая зрелость и внутреннее духовное равновесие. С достижением нового уровня каждый раз, у каратиста повышается моральная стойкость и умение терпеть, желание достигать новой цели. Сменить цвет пояса можно на ранних этапах тренировочного процесса, но когда прилежный ученик доходит до черного пояса, то его путь развития не останавливается и со временем переходит на другой уровень, ведь пояс высшего ранга все равно изнашивается и в конечном итоге белеет.

Правила айкидо(кратко)

Итак, как мы поняли, айкидо – это не просто боевое искусство, но и целая философия. За ней кроется набор различных техник и приемов. Но для начала, давайте разберемся, что означает само слово. Да, оно имеет особый смысл, поскольку это японское слово. Ай – этот иероглиф обозначает соединение с чем-либо, соглашение, гармонию. Ки – энергия жизни, дыхание, сила духа. До – означает способ, путь к чему-то. 

То есть нет речи про борьбу, драку или что-то в этом духе. Два первых иероглифа, если их соединить, означают: стать одним целым с жизненной энергией, силой духа. Современный же перевод всего слова в целом обозначает путь или способ слияния с жизненной энергией. Сам Уэсиба, в противовес Бу-дзюцу или же искусству убивать, популярному в Японии, назвал свое детище путем прекращения убийства. 

О развитии спорта в России

1. Проведенное исследование показывает: соревновательное айкидо (Томики айкидо) в России активно развивается и с момента его зарождения в нашей стране имеет определенную историю, значительные достижения как в России, так и на международной спортивной арене.2. Главная тенденция в мировом сообществе айкидо — стремление разделить традиционное айкидо на соревновательное (Томики айкидо) и классическое, где соревновательная деятельность запрещена. Эта тенденция закономерно влияет на функционирование айкидо в России.3. Специфика развития Томики айкидо в России заключается в первоначальном образовании в начале 1990-х гг. двух центров — в г. Москве и г. Курске, диалектическое взаимодействие которых сыграло большую роль в развитии айкидо в России, позволило сохранить паритет между ними, добиться значительных достижений в российском Томики айкидо, сохранить новый вид спорта, обеспечить контакты с мировым сообществом Томики айкидо, федерациями, отдельными выдающимися мастерами и представителями международных управленческих структур.4. Полученные данные дают основания заключить, что Томики айкидо в России перешло от этапа зарождения и первоначального развития к этапу интеграции с управленческой структурой НСАР, в которой гармонично сочетается имеющееся и вновь возникающее многообразие стилей и направлений айкидо.5. Перспективы соревновательного айкидо в России видятся в том, что:— спортивное направление будет активнее развиваться, наряду с классическим;— будет развиваться сеть клубов, центров и других структур, в которых увеличится количество занимающихся Томики айкидо, что позволит повысить уровень спортивного мастерства, спортивной конкуренции в России между центрами, регионами, командами и отдельными спортсменами;– развитие спортивного направления айкидо повлечет за собой потребность в активной научно-методической разработке теории и методики айкидо как вида спорта;— успешное развитие айкидо, гармоничное сочетание всех видов, стилей, направлений айкидо в России может стать примером, моделью для его функционирования и прогресса в Европе и во всем мире.Бекетов О.В., Кравченко Т.Л., Макашев Ш.А., Рахметжанов А.С., Собянин Ф.И., Арсеенко Е.А. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО АЙКИДО В РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 6. – С. 126-130;

Особенности поясной системы в айкидо

Цветовая градация позволяет примерно оценить уровень мастерства конкретного спортсмена. Примерно – потому что не все школы и кружки используют общепринятую поясную систему. Различия в трактовке и подходах вызваны и тем, что айкидо, как боевое искусство, не однородно и имеет ответвления.

Также следует учитывать, что на многие соревнования принято надевать атрибутику 2, максимум – 3 оттенков. На таких мероприятиях установлена следующая иерархия:

  • белые носят все, кто находится на уровне ученика;
  • коричневые – прерогатива старших учеников;
  • черных достойны только мастера.

С черным атрибутом тоже все не так просто. Он полагается каждому, кто сумел проявить себя и стать лучшим на турнире или состязании определенного уровня. То есть не имеет значения, обладает ли человек 1 дан или у него 10 дан. Он все равно будет носить черный пояс. При этом разница между навыками и умениями тех, у кого 1 дан и тех, у кого 10 – колоссальная. Именно поэтому цвет элемента спортивного облачения – это только примерный показатель уровня мастерства. Оттеночная градация не в силах отобразить настоящие возможности конкретного айкидока.

Советуем
В списке поясов кудо по порядку – мастерские и ученические

Цвета поясов в айкидо по порядку

Последовательность цветов поясов в айкидо в зависимости от стиля или даже школы в рамках одного стиля может существенно видоизменяться. Так, в некоторых додзё вы можете увидеть айкидок только с двумя типами поясов – белым и чёрным.

Где-то можно заметить промежуточный вариант – коричневый пояс, символизирующий скорый переход из разряда новичков в мастера. Тем не менее, чтобы не углубляться в особенности каждой школы в отдельности, рассмотрим цвета поясов в айкидо максимальной градации.

Поясная система Айкидо Айкикай

  • 6 кю – белый пояс, первоначальный ученический уровень традиционного стиля айкидо. Строго говоря, что перед сдачей на 6 кю, что после неё айкидока носит белый пояс.
  • 5 кю – жёлтый пояс, торжественно вручающийся айкидоке после успешной аттестации.
  • 4 кю – красный пояс, символизирующий углубление знаний и техник айкидо по сравнению с предыдущим уровнем.
  • 3 кю – зелёный пояс, очередная ступенька в поясной системе айкидо и роста айкидоки как ученика.
  • 2 кю – синий пояс, соответствующий достаточно высокому уровню владения техниками айкидо.
  • 1 кю – коричневый пояс, его обладатель после упорных тренировок может рассчитывать на получения первой мастерской степени.
  • 1 – 10 дан – чёрный пояс, который носят все мастера айкидо выше первого дана.

Пояса по порядку в Айкидо Ёсинкан

  • 10, 9 и 8 кю – белый пояс в школах Ёсинкан, где аттестация учеников начинается с 10 кю.
  • 7 кю – жёлтый пояс. Первый цветной пояс в Айкидо Ёсинкан. Как и предыдущие степени отсутствует в традиционном Айкидо Айкикай.
  • 6 кю – оранжевый пояс, очередная точка роста бойца в градации поясной системы айкидо.
  • 5 кю – зелёный пояс, вручается «ёсинкановцам», достигшим соответствующего уровня мастерства.
  • 4 кю – синий пояс, последняя ступенька перед получением старшей ученической степени.
  • 1 – 3 кю – коричневый пояс, соответствующий старшим ученическим степеням айкидо.
  • 1 – 10 дан – чёрный пояс, признание высокого мастерства айкидоки.

Негласный этикет в Айкидо градации поясов

Поскольку разные стили и школы айкидо часто придерживаются своих собственных градаций в поясной системе, было выработано негласное правило посещения больших спортивных мероприятий, позволяющее сделать мастерство участников более очевидным.

Айкидоки, имеющие младшие ученические степени (пояса от белого до синего), приходят в белых поясах. Обладатели коричневых и чёрных поясов оставляют их на своих бёдрах. Таким образом, всех посетителей можно разделить на три группы: младший ученик, старший ученик и мастер, что чётко определяется цветом пояса айкидо.

Как правильно пришить полоску, чтобы не испортить пояс для карате?

Пришивать полоску нужно очень аккуратно, чтобы не навредить поясу

Если какой-то стежок криво получился, надо осторожно распороть нить ножницами и переделать

Пошаговая инструкция:

  1. От куска ткани отрезать прямоугольник длиной 110 мм и шириной 20 мм. Полоска может быть немного длиннее или короче (это зависит от ширины пояса). Длина полоски всегда должна быть в 2 раза больше её ширины, к ней прибавляется ещё 50 мм запаса.
  2. Сложить прямоугольник пополам и прогладить утюгом, чтобы сохранить сгиб.
  3. На поясе отметить карандашом место для полоски. По ширине пояса надо нарисовать линию на расстоянии 10 см от края. На эту линию нашивается полоска.
  4. Сложенную и проглаженную полоску приложить к линии на поясе и закрепить булавками. Затем надо её пришить – вручную или на швейной машинке.

Шов должен располагаться как можно ближе к краю

Это особенно важно, если спортсмен пришивает полоску вручную. Булавки помогут прочно закрепить деталь

Спортсмен, который занимается восточными единоборствами, тренирует не только силу тела, но и силу духа. Он сможет красиво и аккуратно пришить полоску на пояс. Цветной пояс – гордость каратиста, поэтому нужно хорошо заботиться об этой детали формы.

  • Как сшить платье для тильды

      

  • Две мастерские работая одновременно сшили 300 одинаковых форм

      

  • Сшить платье из шелка для полных

      

  • Как сшить трикотажную пряжу между собой

      

  • Как сшить чехол для меча ушу
Like this post? Please share to your friends: